Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Отдых в тени «Березок» и в лучах «Северной зорьки»

Начались долгожданные летние каникулы и, как обычно, тысячи питерских детей отправились в летние лагеря. Пролетели десять дней июня, и детский Уполномоченный поехала к месту отдыха ребят, чтобы услышать их первые впечатления.

Традиционно, такие поездки Светланой Агапитовой и ее коллегами совершаются в течение всех лагерных сезонов и многие системные и частные проблемы хорошо изучены. Что-то исправляется, улучшается, переделывается… А что-то, увы, остается без изменений…

Почти общей бедой прошлых лет была плохая охрана территории лагерей. Забегая вперед, можно с удовольствием отметить, что у трех лагерей, в которых побывала в этот раз детский Уполномоченный, с охраной было все благополучно – закрытые ворота и дежурный, интересующийся входящими. Может быть, конечно, только в первый выезд случилось такое счастливое совпадение, но не исключено, что организаторы детского отдыха сделали «работу над ошибками». В общем, время покажет…




«Карельская березка» принимает у себя в первую смену множество творческих и спортивных коллективов. Всего сейчас в лагере 238 мальчишек и девчонок. Тут и театр-студия «Понарошка» из 51-й школы-интерната, и творческая группа «Ералаш», и клуб дополнительного образования «Рекорд», танцоры-брейкдансеры, и творчески-развивающий коллектив с таинственным названием «Ваганты». Живут в «Березке» и воспитанники 19-го детского дома, а также «родительские» дети, приехавшие по путевке и не входящие ни в одно из названных объединений. Вот как раз эти «свободные» от коллективных уз отдыхающие и привлекли внимание детского Уполномоченного. В то время как спортсмены тренировались, танцоры сосредоточенно разучивали сложные движения, группка «вольных» ребят сидела в помещении, пройти в которое можно было только сквозь сложенные штабелями старые диваны. По распорядку дня как раз в полном разгаре шли досуговые мероприятия. Из разговора Светланы Агапитовой с детьми стало ясно, что вот так они и проходят, потому как кружков и секций в лагере нет, а творческие и спортивные коллективы занимаются со своими педагогами и тренерами. Присутствующие при разговоре Генеральный директор ООО «Звезды Карелии» Юрий Кармазин и руководитель лагеря Иван Соловьев довольно странным образом пояснили такую недоработку. По их словам, это вовсе не упущение, а продуманная стратегия, которая даже имеет свое название – «Хорватская модель». Суть ее состоит в следующем. Каждый из существующих коллективов приезжает в лагерь с какой-то своей идеей, умением, знанием. В процессе отдыха на одной территории, ребята должны общаться и обмениваться своим интеллектуальным багажом, проводя некие «мастерские» для детей из других групп. Таким образом, расширяется кругозор отдыхающих и, по словам, Юрия Кармазина «идеи проникают друг в друга»… Это в теории. О том, как это происходит на практике тут же попытались выяснить у мающихся от безделья в захламленном помещении подростков. Оказалось, никакие идеи в них пока не проникли, и никакого обмена не происходит. Почему ж не работает «Хорватская модель» в «Карельской березке»?

Никакого чуда тут нет, а даже напротив – все понятно и закономерно, если взглянуть на экономическую сторону вопроса. Когда на летний отдых выезжает спортивный или творческий коллектив, то все происходит примерно по такой схеме. Руководство секции, у которой нет своей загородной базы, приобретает у любого лагеря определенное количество путевок, тем самым обеспечивая ребят жильем, бытовыми условиями, помещениями для занятий и питанием. Работают с детьми тренеры и педагоги клуба, соответственно, и путевка в составе такого целевого коллектива для родителей стоит дороже. К примеру, просто съездить в лагерь на одну смену по «базовой» цене обойдется около 21 тысячи рублей. Поездка в составе целевой группы будет стоить уже в районе 30 тысяч. А теперь, как говорят в известной телеигре: «Внимание, вопрос!». С какой это стати, педагоги и тренеры, приехавшие со своими воспитанниками, будут тратить время на «бесплатных» детей, отнимая его у «платных»? Вот и весь секрет. Забота же о досуге ребят, приехавших по простым путевкам, целиком и полностью лежит на администрации лагеря. И если уж они хотят каким-то образом использовать ресурс «целевых» коллективов, то должны сами заниматься организацией этого, а не ждать, что «вольные» отдыхающие от скуки сами «примажутся» к какой-нибудь секции.


В бытовом отношении, «Карельская березка» – крепкий «середняк». Каменные корпуса, «удобства» и души в комнатах, большая столовая, есть футбольное поле и крытый зал. Но при всех этих бесспорных «плюсах», не покидает ощущение какой то недоделанности, недодуманности… Посмотришь – вроде бы комната со свежим ремонтом, а дверь в нее уже давно отжила свой век. На окнах – стеклопакеты, а вот москитную сетку соорудили, привинтив саморезами (!) к металлопластиковому профилю деревянные рейки, которые прижимают кусок марли. Красивая, живописная территория, но на отдельных участках трава высится и колосится настолько буйно, что не понятно, как это пропустил Роспотребнадзор, принимая лагерь. Абсолютным шедевром выглядят два унитаза, рассчитанные на 9 человек, живущих в блоке, и стоящие в санузлах рядышком без каких бы то ни было перегородок. Однако, как пояснил Юрий Кармазин такая «компоновка» не для того, чтобы дети сиживали бок о бок в процессе отправления естественных надобностей, а предусмотрена на случай поломки одного из унитазов. Волей неволей вспомнишь старый советский анекдот, о том, как продукцию стали выпускать с двумя «Знаками Качества»* - на тот случай, если один вдруг отвалится…



Нельзя не признать оригинальным и то, как в «Карельской березке» разместили воспитанников детского дома № 19. Оказалось, что живут они… за территорией лагеря в некоем двухэтажном строении неприглядного вида. Формально, этот «корпус» все-таки стоит на площадях базы отдыха, но ничем от внешнего мира не отгорожен и, чтобы в него попасть, не нужно миновать ворота с бдительной охраной. Выяснилось, что и к бытовым условиям внутри здания – тоже есть претензии. Как раз одновременно с Уполномоченным по правам ребенка в лагере находилась директор детского дома № 19 Светлана Порфирьева, которая и приехала разбираться с жалобами своих воспитанников на условия проживания. Не будем пересказывать все, о чем говорилось в процессе коллективного обхода и осмотра корпуса. Отсутствие москитных сеток, не уходящая вода в душевой, помойка около корпуса… На все эти претензии, руководство лагеря реагировало весьма однообразно: «мы, конечно, устраним, но ведь это все ваши дети сделали…». Кстати, этим же объяснили и отсутствие тумбочек, положенных по нормам: «Зачем ставить? Все равно – сломают. Шкафы же есть». Шкафы действительно есть, но они заслуживают отдельного комментария. В них нет ни одной полки, а хранить одежду, сложив все единой стопкой высотой в человеческий рост – как то не очень практично…

Выяснилась и еще одна проблема. Обычно, сиротские учреждения выезжали в летние лагеря вместе со своими воспитателями и педагогами. В этом году 19-му детскому дому запретили поступать подобным образом, и ребята оказались практически предоставленные сами себе. А учитывая «Хорватскую модель» организации досуга, на лагерь в этом смысле тоже рассчитывать не приходится.

«Мы, безусловно, очень вовремя приехали в «Карельскую березку», - говорит Светлана Агапитова. – Лучше разбираться с подобными недоработками в самом начале лета, ведь три месяца каникул пролетят быстро, а испорченный отдых потом никто не вернет.


Бытовые проблемы Юрий Николаевич обещал устранить в течение нескольких дней. Траву, например, начали косить уже при нас. Сложнее с досугом, но и здесь, я надеюсь, лагерю удастся навести порядок. Ведь это же чисто организационные вопросы, и для того, чтобы их решить ими просто нужно заниматься.

Что касается 19-го детского дома, то я думаю, изыщется возможность поселить их в более приличные условия. Вообще же, эта безобразная ситуация повторяется уже из года в год. Обязательно кто-нибудь пытается селить сирот по остаточному принципу. Думаю, что надо решать эту проблему кардинально, и настаивать на том, чтобы детей из сиротских учреждений селили в государственные лагеря. У нас там достаточное количество мест и хорошая материальная база. В них вложено немалое количество государственных средств, вот пусть и обеспечивают отдых «государственным» детям. Родителям не надо закупать путевки через конкурсы и торги – они сами посмотрят условия и выберут лагерь, где ребенку хорошо и интересно. Таким образом, невостребованные базы будут вынуждены либо закрываться, либо привести себя в надлежащий товарный вид.

Непонятна ситуация с воспитателями. Конечно, сейчас детские дома находятся в «переходном» состоянии – их передают из Комитета по образованию в Социальный, но пока еще все должно было быть по старому. Возможно, кто-то уже обогнал время и существенно сократил этот период, не озаботившись летним отдыхом. Это еще предстоит выяснить».




Перед отъездом Светлана Агапитова навестила своих давних друзей – театр-студию «Понарошка». Ребята из 51-й школы-интерната готовятся к отъезду на юг, а после этого им предстоит тягостная процедура переселения в другие учреждения. Одна девочка с грустью в голосе заметила, что для нее, это уже третья смена детского дома…

Так уж получилось, что после «Карельской березки», детский Уполномоченный отправилась в лагерь-тезку – «Березку – Курорт». Два года назад это название стало героем многих публикаций в СМИ. Особенно страшного там ничего не было, но вот повсеместный беспорядок, скука и совершенно неорганизованный досуг объективно имели место быть в этом лагере.



С тех пор «Березка» очень изменилась и начала это делать прямо с названия, теперь она именуется «Актив Спорт». Собственно, в новом имени целиком и полностью отражена новая концепция лагеря – теперь сюда приезжают только спортивные коллективы. Невеселое прошлое лагеря, как и металлические буквы, некогда составлявшие прежнее название, можно найти лишь на окраине в лесистой территории лагеря, около дырки в заборе. Этот лаз, как и два года назад по-прежнему активен, хотя у главного входа запертого, как положено, имеется охранник.

Нынешний спортивный образ лагеря вполне светел и оптимистичен. Тут построен зимний стадион, футбольное поле с искусственным покрытием, волейбольные площадки, обновлены и отремонтированы корпуса. Фасады зданий украсили спортивные плакаты советской эпохи, что несказанно оживляет внешний вид. Правда, претензии у проверяющих органов были, и как раз в день визита детского Уполномоченного они проводили очередной осмотр. Конечный вердикт еще не был известен, но принципиальных возражений против работы лагеря, как будто бы не было. Между тем, дети уже заехали количеством 342 человека. В основном это футболисты, волейболисты, велосипедисты и спортсмены из Федерации Ушу Санкт-Петербурга.

Будем надеться, что сменив вывеску и концепцию работы, эта загородная база заработает с новой силой и станет надежной площадкой для подготовки юных чемпионов.



Уже вечером Светлана Агапитова и ее коллеги заглянули в лагерь «Северная зорька», принадлежащий Российской Академии наук. Он целиком и полностью соответствует высокому статусу своего «старшего брата» – порядок, организованность, собранность, чистота. И, что приятно – все дети при деле. Тренируются, поют, играют, мастерят, танцуют, наводят порядок и т.д. Материальная база, конечно, не новая, но ухоженная и абсолютно все – в рабочем состоянии. Огромные надувные купола, накрывающие спортивный зал и бассейн – вообще могут быть предметом зависти для многих лагерей. Еще бы – никаких капитальных вложений и длительных строек, а место для плавания и тренировок есть.


Однако, основной целью визита детского Уполномоченного было выяснить – выполняются ли договоренности с ГУВД по обеспечению отдыха детей, состоящих на учете в отделах по делам несовершеннолетних. В ходе подготовки летней кампании руководство Петербургской полиции заявило, что к каждому лагерю, где отдыхают «учетники» будет прикомандирован их сотрудник. Как выяснилось, «трудных» в «Северной зорьке» аж шестеро, а вот полицейских нет…

«Обещание о дежурстве сотрудников в лагерях с детьми, состоящими на учете, было дано на самом высоком уровне, и мне странно, что оно не выполняется, - отмечает Светлана Агапитова. – Что же касается самой «Северной зорьки», то тут все хорошо. Когда дети веселые, бодрые взахлеб тебе рассказывают о том, чем они занимаются – это лучшая рекомендация для лагеря с моей точки зрения. Мы не контролирующий орган, и для меня важно именно мнение детей».

________________

* Государственный знак качества СССРзнак, предназначенный для маркировки серийной продукции (товаров народного потребления и производственно-технического назначения) высокого качества, выпускаемой предприятиями СССР.

Также по теме «Детский отдых и оздоровление»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00